Пенкин Сергей Михайлович родился 10 февраля 1961, Пенза.
С трех лет пел в хоре, окончил музыкальную школу в Пензе, служил в
армии, затем окончил Пензенское культурно-просветительское училище. С
1987 жил в Москве, работал дворником. Учился в Московском музыкальном
училище эстрадно-джазового искусства имени Гнесиных. Окончил училище в
1992 г. (класс вокала). Параллельно с учебой работал вокалистом в
ресторанных ансамблях, ездил за границу в составе варьете ресторана
гостиницы «Космос». В настоящее время учится в Московском институте
современного искусства. Диапазон голоса Пенкина - четыре октавы. Он
поет как популярные западные шлягеры, так и русские народные песни,
русские романсы, джазовые стандарты.
Сергей Пенкин - яркая и сильная личность. Он, преодолевая
трудности, с добром и любовью идёт по тернистому пути служения
искусству, ведя за собой всех тех, чья душа живая, кто испытывает
колоссальную тягу к прекрасному. Творчество Сергея никого не оставляет
равнодушным. Ни одного человека! Кто-то его просто не понимает, а
кто-то за необычной формой исполнения откроет для себя что-то истинное
и сокровенное. Слушая песни в его исполнении, Вы обретаете возможность
слушать сердцем и открывать для себя глубинную суть вещей. Наш журнал о танцорах и для танцоров, но не сомневаюсь, что нашим
читателям будет интересно узнать о звезде российской эстрады - Сергее
Пенкине.
Сергей, за 12 лет Вашей концертной деятельности о Вас очень много
уже написано, и, давая интервью, Вы неоднократно отвечали на ряд
повторяющихся вопросов. Но я уверенна, что истинным почитателям Вашего
таланта будет интересно прочесть ещё раз пусть даже известные факты. Я
надеюсь, что это интервью поможет нашим читателям узнать о Сергее
Пенкине что-то новое… Где Вы родились? Расскажите о своей семье, о
родителях?
Я родом из Пензы. Моя семья была большой и дружной, помимо меня
было три сестры и брат. Жили очень скромно, как и большинство
многодетных семей. Папа работал машинистом, а, уйдя на пенсию, -
вахтером. Мама занималась детьми и подрабатывала в церкви. Именно она
привела меня за ручку в храм, где я стал петь в церковном хоре.
Каким ребенком Вы были - домашним, «мягким и пушистым» или сорвиголова?
Я, наверное, скорее был домашним ребенком, послушным. Но любил
улицу и был жуткий спорщик. В школе во многом не соглашался с
учителями, потому что жизнь учила меня по-другому. Возмущался и
доказывал свою правоту, отстаивал свою точку зрения.
О чем мечтал маленький Сережа Пенкин? Вспомните, кем Вы хотели быть в детстве?
Я всегда хотел быть певцом. Совсем ещё маленьким мальчиком приходил
в церковь и с замиранием сердца слушал церковную музыку, пение хора.
Мне это очень нравилось. Став старше, заинтересовался эстрадой. По
пятницам ждал и слушал «Ритмы зарубежной эстрады». Хотелось слушать
что-то необычное.
Ваша учеба в школе.… Были ли трудности, проблемы. Какой предмет был самым любимым в школьной программе?
Любил рисование, хотя рисовать не умею. Нравилась литература,
история Древнего мира. Период революций меня интересовал мало, хотя
когда изучали, переживал и думал: «Какие ужасные эти буржуи, а все
революционеры хорошие». Но потом в жизни всё оказалось по-другому.
Кстати, моя мама дворянского сословия. У нас хранится документ,
подтверждающий факт венчания моих дедушки и бабушки в церкви
Пензенского уезда. Сейчас стало модно покупать грамоты о дворянских
титулах, но приобретение документа ничего не меняет, если нет
внутренней культуры. К сожалению, сейчас в шоу-бизнесе считается чуть
ли не хорошим тоном небрежность в одежде, хамоватость, на сцену выходят
в джинсах или почти в нижнем белье. Всё меньше мы видим эстетики на
сцене, а иногда рабочий или крестьянин выглядит и ведёт себя намного
культурней, как истинно интеллигентный человек. Интеллигентность, в
моём понимании,- это как ты относишься к себе и твоё отношение к людям.
Вы - человек настойчивый. Поставив цель, добиваетесь её несмотря ни
на какие трудности видимо, это одна из черт Вашего характера? Об этом
говорит хотя бы тот факт, что Вы поступали в музыкально-педагогический
институт им. Гнесиных 10 раз и только на одиннадцатый были приняты. То,
что Вы обладали хорошими вокальными данными, было очевидно. Как Вы
могли бы объяснить такое упорство экзаменаторов по отношению к Вам?
Коррупция была уже и тогда. Нужны были дорогие подарки, связи.
Кто-то не понимал мою музыку, то, что я необычно пою. В моём репертуаре
никогда не было песен «партийной» тематики, я предпочитал фирменные
вещи.
Скажите, что поддерживало Вас все эти годы, откуда черпали силы -
не отчаяться, не бросить всё и заняться чем-то другим, стать, к
примеру, художником-дизайнером?
Прежде всего я всегда чувствовал поддержку и заботу своей семьи. Не
знаю, откуда брались силы.… Наверное, мой ангел-хранитель был всегда со
мной. Несомненно, помогало моё упорство, целеустремлённость. Я всегда
знал, что быть певцом - это моё призвание, моя судьба. Но надеяться
только на судьбу - неверно, нужно прикладывать большие усилия,
неустанно трудиться над собой, чтобы чего-то в жизни достичь. Верно
гласит народная мудрость «под лежачий камень вода не течёт». Это не
нужно забывать никому, кто поставил для себя какую-либо цель. Бывает и
так, что ты над чем-то работаешь, бьешься, но ничего не выходит. Значит
это сейчас, в этот момент не дано, но будет потом. Жаль, что уходят
года, время, силы. Осознаю, что мог бы сделать много нового,
интересного.
Кстати о художнике- дизайнере. Действительно ли, что все свои многочисленные сценические костюмы Вы придумывали сами?
Да, все костюмы я придумываю только сам. Как это происходит?
По-разному. Спать я ложусь поздно, возникают какие-то образы. По
телевидению смотрю показы мод, там можно почерпнуть идеи. Привожу из
Италии журналы с модными силуэтами для мужчин. Это создает какой-то
базис, а дальше - моя фантазия.
Уже первые Ваши выступления поражали публику. И это не только Ваш
изумительный голос, но и то, как Вы выглядели. Эпатаж на сцене - это
хорошо продуманный имидж или это и есть Сергей Пенкин?
Пожалуй, и то, и другое. Я любил и люблю одеваться ярко, несмотря
на то, что много грязи по этому поводу слышу от журналистов. Но, тем не
менее, как можно выбить из человека то, что он любит в жизни всё очень
красивое. Возможно, я - романтик, но если бы мог изменить мир вокруг
нас, хотел бы, чтобы он был похож на турнир по бальным танцам.
Красивые, ярко одетые люди, одухотворённые лица! Как мало в нашей жизни
праздника. Бывая в Европе, видишь на улицах ярких, необычных людей.
Хотя там также идет дождь и снег. А у нас преобладает в одежде серый и
черный тона. Скучно и однообразно одеваются наши люди, поэтому хочется
делать праздник на сцене.
Видимо, на эстраде и должны быть яркие исполнители, которые в состоянии это сделать?
Наверное, да, но нужно знать меру. Чтобы не было пошлости и в
голосе, и в одежде. Пока нет культуры, мы не научимся ценить настоящее
искусство.
Возможности Вашего голоса с диапазоном в 4 октавы, он занесён в
«Книгу рекордов Гиннеса». Это событие что-либо изменило в Вашей жизни?
В нашей стране - абсолютно нет. У меня был случай, когда я летел в
Америку на гастроли. В самолёте было много артистов, летевших на «Песню
года». Командир корабля, поклонник этих артистов по радиосвязи сказал,
что рад приветствовать на борту лайнера и назвал всех, кроме меня. Я
«проглотил» это, подумав, что, видимо, доля у меня такая и отношение
людей ко мне в нашей стране. Когда мы прилетели в Нью-Йорк в аэропорт
Кеннеди, была очень длинная очередь. Я стоял в самом конце нашей
актерской команды. Ко мне подошёл негр- полицейский. Спросил: «Мистер
Пенкин?» Он взял у меня автограф и провел через паспортный контроль. Я
получил удовольствие и показал всем кто они, а кто - я.
«Принц Серебряный», «Хрустальный голос России»- какими только
эпитетами не награждали Вас восторженные зрители. А что официальные
органы, чем отмечен Ваш талант в нашей стране?
В принципе, ничем. За исключением того, что я получил премию
«Овация» в 1994 году. Вокруг этого было много шума, некоторые звёзды
были недовольны, что награжден именно я. Привыкли, что одним всё, а
других не признают. Представьте, что в Америке, например, будет петь
одна Уитни Хьюстон? Просто смешно. Постоянно появляются новые таланты,
но это не значит, что о других звёздах нужно забывать. Надо любить
всех. Когда встречаешься с иностранными певцами, музыкантами, очень
приятно с ними работать. Совершенно другие ощущения, когда работаешь с
нашими. Столько негатива, столько пафоса, каких-то «понтов», хотя я не
люблю это слово. Лучше бы человек показывал, насколько он профессионал.
Но пафос бывает иногда и от безысходности. Защитная реакция, не быть
униженным.
Как известно, Вы поёте на многих языках мира. А каким иностранным языком владеете?
Для меня наиболее близок итальянский.
Вы часто бываете в Италии? Были у Вас там гастроли?
Гастроли были в течение месяца на юге Италии в Торонто. Там был
забавный случай, когда хотели сорвать мой концерт. Компания сицилийских
функционеров перед концертом пригласила меня в ресторан. Был шикарный
обед и много тостов. Когда меня наконец-то привезли на концерт,
оказалось, что не работают микрофоны. Концерт проходил под открытым
небом, и в этот день, как нарочно, было очень много народу. На заборах
«гроздьями» висели дети. Пришлось петь без микрофона, не в помещении
это намного трудней. Ничего, выкрутился.
А что для Вас понятие «звёздность»?
Я довольно - таки простой человек. Всего в жизни достигал трудом, и
нет во мне пафоса, желания выделить себя, окружить охраной, свитой. У
меня охрана только дома, и то, это связанно с тем, что мою квартиру
несколько раз обворовывали. Я не называю себя «звездой», но у меня есть
признание зрителей по всему миру.
Где-то на отдыхе, в неофициальной обстановке к Вам могут подойти люди, завести беседу, пригласить в гости?
Конечно. Но это, смотря, в какие гости и по обстоятельствам.
Следовательно, Вы не проводите границу между собой и Вашими поклонниками?
Абсолютно нет. В жизни я совершенно другой человек, чем на сцене.
Работая, я перевоплощаюсь. Не терплю, чтобы меня дёргали, отвлекали.
Артист должен полностью отдавать настроение, энергию в зал. Не терплю
халтуры.
К чему в жизни у Вас стойкое негативное отношение?
Негативно отношусь к пению под фонограмму, когда на сцену выходят в
рабочих комбинезонах, считая, что это очень модно. Певица должна
работать в красивом наряде, как это принято в Италии, во Франции. У нас
же всё более американизировано. Хотелось, чтобы было больше культуры.
Сергей, насколько Вы консервативны? Как относитесь к тому, что
сейчас на сцене мы видим артистов в более чем откровенных костюмах?
Откровенность откровенности рознь. Если девочка выходит в топике
типа лифчика и в джинсах, мне это не интересно. Я смотрю с позиции
мужчины - эта женщина не интересна, она уже полностью открыта. Мужчину
манит загадка. Если же она выйдет в вечернем платье, сквозь тонкую
ткань которого будет слегка угадываться силуэт её тела – это будет
более сексуально, более красиво. Так выходили на сцену Марлен Дитрих,
Мерилин Монро. Девочка в джинсах - это дискотечный вариант. Я понимаю,
что она молода, красива, но её хочется скорее засунуть в стиральную
машину и постирать. Такое ощущение, что она не отмыта.
Путь артиста труден и не усыпан розами. Возникают конфликтные
ситуации, проблемы с коллегами. Умеете ли Вы идти на компромиссы,
прощать обиды?
Умею, прощаю, но всему есть предел. Не хочу, чтобы садились на шею
и свешивали ножки. Гастрольная жизнь артиста очень сложна. Гастроли –
это когда ты прилетел и сразу нужно выходить на сцену, не отдохнув, не
покушав. Это когда у тебя болит горло, температура, а ты должен петь и
улыбаться. Где-то нет самолёта, едешь в холодном поезде или автобусе.
Приезжаешь в гостиницу, нет приличного номера или нет горячей воды. И
здесь никакая звёздность не поможет, нужно идти на компромиссы.
Теоретически я могу понять, почему человек это сказал или сделал, но
никогда не смогу простить предательства. В моём коллективе 16 человек.
В жизни я демократичен, но всё, что касается сцены, это другое. Во
всём, что относится к творчеству, я очень требователен.
Финансово Вы достаточно независимы. Как относитесь к финансовым рискам? Можно ли о Вас сказать, что Вы человек азартный?
Человек я азартный. В финансовом плане не хотелось бы иметь ту
неопределенность, когда сегодня есть концерт, а завтра нет, и не
знаешь, что будет дальше. Иметь хороший достаток, для того, чтобы
построить свой театр, открыть школу и помогать малоимущим. Совершать
поступки, которые не приносят денег, а доставляют наслаждение оттого,
что ты помогаешь хорошим людям. И если всё это ты даёшь им бесплатно,
нужна хорошая денежная подпитка.
На Ваши личные средства реставрируется церковь в г. Пензе. Это жест благотворительности или внутреннее состояние души?
Она не реставрируется, а выстроена заново. Это большое кладбище на
окраине города. Церкви там не было. И в память о моих родных: маме,
папе и брате я решил построить церковь. Был сделан проект. Уложили
фундамент, возвели стены, поставили купола. Сейчас делают очень
красивое, как в Питере, ограждение. Пенза - провинциальный город, и
улицы плохо освещены. Я хочу установить красивые фонари вокруг церкви,
чтобы в любое время люди могли найти дорогу к Храму. Иконы привёз из
Троице - Сергиевского монастыря. Надеюсь, что к Пасхе начнутся
регулярные службы.
Совсем недавно был кастинг по отбору танцоров в Ваш коллектив.
Расскажите подробнее об этом. Какие критерии отбора? Какие задачи Вы
ставите перед танцорами?
Основной критерий – универсальность. Мне нужны танцоры, умеющие
танцевать бальные танцы, современную хореографию, знакомые с народным
танцем. Балет должен дополнять, быть гибким. Моё творчество
разнопланово: пою классику, джаз, романсы, народные песни.
Человеку свойственно мечтать, вероятно, Вы не являетесь
исключением. Добились ли Вы в профессиональном плане всего, о чем
мечтали в самом начале своей карьеры?
Нет, я не удовлетворен. Сделано ещё не всё, о чём мечтал. Появляются новые цели, жизнь вносит свои коррективы.
И в заключение нашей беседы, что бы Вы могли пожелать танцорам, чья творческая биография только начинается?
Молодым начинающим танцорам я хочу посоветовать, не замыкаться в
узких рамках своего творчества, стремиться к разноплановости. Не жалеть
себя на репетициях и помнить о том, что «тяжело в учении - легко в
бою». Не пугаться трудностей, они обязательно будут. Нужно в самом
начале пути понять, готов ли ты идти до конца, направляя свою энергию в
творческое русло, для достижения поставленной цели. Есть только один
выбор из бесконечного множества возможного. Осуществляя его, желаю,
чтобы результат принес счастье вам и тем, кто вас окружает.
май 2003, журнал «Звезды над паркетом»
Источник: http://maxstreamclub.narod.ru/Penkin.html |